Какой спектакль признали лучшим на «Белой Веже»

153 просмотра 0 комментариев

Лучшим на XXIV театральном фестивале в Бресте стала постановка венгерского Дануб Бенд театра «Дядя Ваня».

Автор фото: Дмитрий КУХАРЧУК
Неудивительно, что постаноновка так поразила воображение зрителей и критиков, ведь ее режиссером выступил Ярослав Федоришин, уже радовавший брестчан своими спектаклями. Тонкая, умная и невероятно красивая постановка, заставляющая нас задуматься над непростыми вопросами, мучившими Чехова больше ста лет назад.

Язык не помеха

Сюжет одной из самых популярных пьес драматурга хорошо известен, поэтому проникнуться эмоциями персонажей зрителям не помешал даже языковой барьер: спектакль шел на венгерском языке. Но настоящим открытием стало даже не содержание пьесы, а те новые смыслы, которые рождались прямо на наших глазах благодаря таланту режиссера и актеров.

Критики из Балтии Этери Кекелидзе и Мария Танана сразу уловили в сценическом тексте традиции литовского театра. Однако только этими параллелями режиссер не ограничился. Можно сказать, при создании визуальной части спектакля он вдохновлялся историей всей мировой культуры. Критики и зрители с большим удовольствием угадывали в мизансценах сюжеты шедевров мировой живописи, спорили о трактовках тех или иных деталей сценографии и хореографии. Костюмы героев содержали зашифрованные смыслы, а пластика движений актеров возвращала нас к античным истокам театра.

Пародия на всё

Подарком для зрителей был почти каждый спектакль малой формы. «Брестский вестник» уже писал об искреннем и эмоциональном моноспектакле Нарине Григорян, которая так пронзительно рассказала нам о своей детской психологической травме, пережитой во время разгоревшегося конфликта в Нагорном Карабахе.

Не менее удачной получилась и постановка Люблинского культурного центра «Стрыеньска. Давай потанцуем, Зофья». Актриса Дорота Ландовска так впечатлила своим талантом, что увезла домой диплом лаурета в номинации «Лучшая женская роль». Событием стал и спектакль немецкого театра Boris und Konsorten «Продукт». Алексей Борис — известный актер, живущий в Штутгарте. Привезенный в Брест моноспектакль Алексей играет дома на немецком языке, но по просьбе организаторов фестиваля показал его на русском.

Получилась ироничная история о неудачливом продюсере, который изо всех сил пытается выдать бездарно написанный сценарий за шедевр, чтобы убедить известную актрису сыграть в нем. Актеру удалось сделать смешно и остроумно: он спародировал практически все штампы современного массового искусства. Как итог — вполне заслуженный диплом лауреата в номинации «Лучший спектакль малой формы».

Нужен ли нам театр

Подводя итоги фестиваля, критики подчеркнули, что одна из главных его заслуг — уловить сегодняшние театральные тенденции, ведь в программе форума находят место и для постановок по пьесам современных драматургов, и для театральных экспериментов режиссеров на классические сюжеты. К слову, к чеховскому наследию обратился болгарский театр драмы и кукол Ивана Радоева.

Коллектив разыграл на брестской сцене классический сюжет о невозможности сохранить самое дорогое, только «Вишневым садом» был сам театр. Чтобы зрители лучше прочувствовали задумку режиссера, они следили за действием со сцены, актеры же играли на подмостках, а весь зал был закрыт белыми простынями, словно готовился принять свою неизбежную участь.

К сожалению, сценический эксперимент режиссера Василия Сенина не получился столь же остроумным и красивым, как у Федоришина, но критики высоко оценили мастерство перевоплощения актеров, которые увезли в Плевен диплом лауреата в номинации «Лучший актерский ансамбль».

Быков по-библейски

Помимо Чехова, еще одним классиком, к наследию которого режиссеры обратились за вдохновением, стал Василь Быков. За время фестиваля зрители смогли дважды увидеть инсценировки его известных сюжетов. Сначала Брестский театр кукол показал спектакль «Сотников», а затем Могилёвский областной драматический театр перенес на сцену сюжет рассказа «Желтый песочек».

Инсценировка по школьному произведению вызвала среди критиков дискуссию, как сегодня уместно говорить со сцены о войне. Тем не менее все члены жюри отметили богатую театральную фантазию режиссера, наполнившего постановку визуальными отсылками к сюжетам православных икон. Диплом лауреата в номинации «Лучшая режиссерская работа» остался в городе над Бугом.

Содержание или форма

Режиссеру могилёвской постановки Камиле Хусаиновой так поразить жюри не удалось. По мнению критиков, выбрана не совсем удачная форма, которая конфликтовала с содержанием и мешала зрителям эмоционально подключиться к персонажам. Такие претензии в свой адрес услышали многие нестоличные театры, приехавшие на фестиваль, что также говорит о некоторых тенденциях.

Вероятно, в своей борьбе за зрителя им приходится идти ва-банк, насыщать постановки большим количеством театральных аттракционов. Кому-то это удается сделать более изящно, кому-то менее, при этом неизбежно теряется психологизм и эмоциональность. Главное, чтобы за увлеченностью экспериментами не была упущена суть театра, которую отлично сформулировал Константин Райкин, выступая со сцены областного общественно-культурного центра: «Во время спектакля человек становится лучше.

Театр, хорошее кино и прекрасные стихи очищают душу. Человек становится божественным дураком. Да, потом он выдохнет и снова станет «умным», но в эту минуту, в момент, когда на сцене происходит что-то сложное и прекрасное, он становится совершенно иным. Я вижу это по лицам в зале во время по-настоящему хороших спектаклей. Можно сказать, что мы с вами пришли сюда лечиться. Театр — это поликлиника для души».

Дмитрий КУХАРЧУК
Воскресенье , 20 Октября , 2019   23 : 27

Лента новостей








Опрос