Свято-Покровской церкви — 150!

0 комментариев

Памятник народного зодчества в деревне Прилуки.

Важной достопримечательностью прибужской земли является храм Покрова Пресвятой Богородицы в Прилуках с его полуторавековой историей. 

Не сосчитать, сколько тайн хранят в памяти стены этой церкви! Слышали они и прощальный плач людей по усопшему, и крик младенцев, окунаемых в купель, и клятвы молодоженов в верности. Пришлось пережить ей испытания войнами, пожаром… 

За всю историю своего существования храм не закрывался никогда, а Матерь Божия являла множество чудес и знамений над этим селением. 


Первая церковь

Точная дата постройки церкви неизвестна. Известно лишь, что ее возвели во второй половине ХVII века как униатскую.

О том, что до этого времени храма в Прилуках не было, свидетельствуют следующие факты: местная жительница Феодора вместе с мужем и сыном 4 сентября 1631 года подарила греко-католической Свято-Никитской церкви в недалеких Костомлотах (Польша) образ Святого великомученика Никиты — римского воина, который жил около 1600 лет тому назад в округе современной Одессы и стал мучеником за веру. Если бы в Прилуках имелась собственная церковь, то это произведение древне-белорусской иконописи, без сомнения, было бы размещено там. 

А уже в более поздней записи от 8 июля 1696 года сообщается, что хорунжий Ян Михаил Мыслишовский вместе с супругой Викторией священнику Прилукской церкви Покрова Богородицы Лаврентию Яцевичу «дали презенту» на приход и полторы волоки земли (одна волока — 21,36 га) со всеми принадлежностями. По всей видимости, именно Мыслишовские и являлись основателями святыни. По иным сведениям, церковь в Прилуках была построена по указанию епископа Туровского, но точная дата неизвестна. 

7 июля 1698 года члены королевской комиссии — земский писарь Берестейского воеводства Ренальд Садовский и могилевский городничий Матвей Корвин Госевский, отметили чрезмерную бедность церкви. Если по этой причине священник оставит приход, селяне будут умирать без исповеди и причастия, не имея возможности обращаться к иным храмам из-за «расстояния и большой воды». Члены комиссии «нашли целиком правильным» предоставить священнику Лаврентию Яцевичу одну волоку и четверть земли «навечно и без выплаты чинша в королевскую казну». 

Но позже ситуация изменилась. И в феврале 1839 года состоялся Полоцкий церковный собор под руководством униатского митрополита Иосифа Семашко. Тогда и было принято решение о ликвидации церковной Унии и воссоединении униатов с Российской Православной Церковью. У прихожан Прилукской церкви это не вызвало особого сопротивления. В отличие от жителей населенных пунктов Претулина и Дрелева. 

Вероятно, в местном приходе священники не имели большого капитала, потому что позже по каким-то причинам Прилукская церковь Покрова Богородицы утратила часть земельного имущества. В первой трети ХIХ века за ней числилось уже не три, а только одна волока и восемь моргов земли, при этом не было никакой годовой прибыли. В это время она была филиальной (приписной) от храма в честь Святого Иоанна Богослова в деревне Каменица Бискупская. 

В записи от 27 декабря 1844 года храм описан следующим образом: «Церковь из соснового дерева, крыша гонтовая, башня маленькая: длина одной — восемь саженей, ширина — четыре сажени. Каплица или звонница из сосновых бревен, крыша гонтовая». 

К сожалению, в 1857 году по неизвестным причинам церковь сгорела. Есть предположение, что причиной тому — поджог.


Новая церковь

Так получилось, что только в 1870 году вместо сгоревшего храма местные жители поставили новую деревянную церковь. Строительством руководил местный житель, крестьянин Остах Босацкий, предку которого, шляхтичу, до третьего раздела Речи Посполитой принадлежало имение Прилуки. По местному преданию, для возведения церкви использовали разобранный Свято-Николаевский храм, стоявший на земле, выкупленной царским правительством под обустройство полигона. Ранее на местности, отведенной под Брестский полигон, располагалось множество деревень, но они были отселены, а жители получили компенсацию. Разобранный храм был вновь сложен и установлен на прежний фундамент сгоревшей ранее Прилукской церкви. Именно это здание и сохранилось до наших дней. А вот колокольню пристроили в 1898 году.

Коренной житель Прилук Григорий Иванович Даркович вспоминает, что долгое время не могли установить точную дату основания храма. Посылали запросы в архивы, но все было безрезультатно. Относительно недавно, лет 20 назад, мыши прогрызли край старинной плащаницы, которая была в храме, по словам старых прихожан, «с самого начала». Местные мастерицы решили ее починить. Когда они бережно распороли поврежденную подкладку, то увидели, что в качестве наполнителя внутри были «царские» газеты. По ним и установили примерный год постройки церкви.

На рубеже XIX и XX веков приход насчитывал 2702 прихожанина из шести деревень — Прилуки, Заказанка, Заслучна, Каменица Бискупская, Подболотье и Подлесье. 

В Свято-Покровском храме находилось множество старинных икон, часть из которых была утрачена во времена лихолетий. В советское время древняя икона Преображения Господня, большая местночтимая икона Божией Матери и старинные царские врата были изъяты специальной комиссией. Сегодня святыни находятся в музее древне-белорусской культуры при Академии наук Беларуси.

А во время войны чуть не утратили колокола. Немцы приказали их снять. Григорий Иванович рассказал, что его отец, хорошо говоривший на немецком, подошел к офицеру и стал умолять его не забирать святыни. Говорил, что сделаны они на пожертвования людей. Долго упрашивал он немца, тот слушал, не перебивая, а потом сказал: «За то, что ты хорошо говоришь на немецком, забирать колокола мы не будем. Закопайте их возле храма. Мы отступаем, но берегите их, чтобы другие не унесли». Так удалось спасти колокола во время войны. Спустя некоторое время самый звонкий забрали пограничники. Это случилось после того, как большая часть деревни была отселена из-за проведения «новой» границы, а в старой усадьбе расположилась пограничная застава «Прилуки». Колючая проволока ограждения пограничной «буферной зоны» с тех пор расположена недалеко от церковного крыльца.

Случались здесь чудеса. Так, одному из алтарников однажды было видение ангела. Правда, что ему было сказано, знали только члены семьи.  Вот еще один случай: во время войны немцы выгнали всех мужчин из деревни за каменную ограду храма и никому не разрешали выходить оттуда. Автоматчики окружили церковь снаружи по периметру, но через некоторое время жуткого ожидания отпустили людей. Все остались живы. А в середине XX века жил в Прилуках один человек, который яро ненавидел верующих людей и все церковное. Во время сильного ветра он решил разрушить храм, уронив на него высокое старое дерево, стоявшее у церковной ограды. Но, вопреки законам физики, подпиленное дерево упало не по направлению дуновения ветра, а на дорогу, ничего не повредив.

Долгое время внутри церковной ограды стояло множество вкопанных поклонных крестов. Местное руководство хотело их уничтожить, но люди не позволили. Они перенесли кресты к храму. Когда богоборческие времена миновали, эти кресты заняли свои прежние места, охраняя и оберегая окрестности…

Есть в храме и свои традиции. Одну из самых почитаемых икон (которая издревле считается покровительницей христианского брака), большую Казанскую икону Божией Матери, во время Крестных ходов несут только девочки. Это местный обычай. 

Сегодня трудами нового регента Прилукской церкви Дарьи Хомич серьезно вырос уровень местного церковного хора. Сестра настоятеля Татьяна занимается детским хором, в котором ребята поют с большим удовольствием. Когда-то здесь был прекрасный педагог, который помогал на клиросе и занимался детским хором. Он возил ребят на различные фестивали, где они занимали достойные места.

При храме действует воскресная школа. Занятия проводятся в приходском доме, где расположена библиотека. В воскресной школе настоятелю церкви помогает бывший директор Прилукской школы. 

Именно отец Дмитрий (иерей Дмитрий Хомич) стал первым батюшкой, который начал полноценно заниматься историей храма. Сам он из Бреста. Окончил духовную семинарию, духовную академию, имеет степень кандидата богословия. Более десяти лет служил диаконом в Брестском Свято-Воскресенском соборе. В феврале 2016 года отец Дмитрий был рукоположен во священника. Когда возник вопрос о том, что прежний священник уходит на покой, 15 мая 2016 года, в день праздника жен-мироносиц, отца Дмитрия назначили настоятелем Свято-Покровской церкви. Он принял приход и активно приступил к выполнению своих обязанностей. 


Благоустройство храма

У священника с прихожанами сегодня много планов по благоустройству церкви и прилегающей территории. С приходом батюшки работа закипела. При поддержке прихожан, спонсоров привели в порядок территорию вокруг храма и приходского дома, прилегающую к церкви землю, посадили сад, благоустроили парковку, заменили проводку в храме, подготовили все документы для газификации приходского дома и подвели газ, поставили забор, возвели новые хозпостройки на месте старых.

Однако многое предстоит ещё сделать. Как говорится, были бы средства. К 150-летию церкви необходимо провести работы по наружному косметическому ремонту здания. Уже получено разрешение на реконструкцию приходского дома. 

Важно решить вопрос и с водой. Колодец есть. Правда, воду из него можно использовать только для полива цветов. Для иных целей она непригодна. Также у прихожан церкви есть давняя мечта сделать красивую мощенную плиткой дорожку вокруг храма.

Так что дел предстоит еще немало. Благо находятся люди, которые несут жертву в храм и вносят свой посильный вклад в его благоустройство. В такой помощи особенно нуждаются маленькие приходы, коим является Свято-Покровская церковь. Она включена в список историко-культурного наследия Республики Беларусь и является памятником народного зодчества. Поэтому сегодня особенно важно, как в давние времена, всем миром сделать церковь в Прилуках ещё лучше и красивее.


Елена ЯРМОШУК


#церковь #прилуки
Четверг , 21 Октября , 2021   20 : 51
Лента новостей

Опрос










Брестский районный исполнительный комитет